Родителям

Рекомендации родителям шестиклассников

Особенности подросткового возраста

1) Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие,
 обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
·   целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
·   неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
·   повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
·   развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
·   романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
·   нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Рекомендации:
1)                      Будьте терпеливы. Скоро настроение ребенка изменится и он придет к Вам за советом
2)                      Постарайтесь понять и принять. После бурной негативной реакции подростка у нас может возникнуть обида «Как ты с матерью разговариваешь?!» Когда через пять минут он придет к Вам как ни в чем не бывало, постарайтесь принять его и простить, объяснив, что Вам больно и неприятно, но не отталкивайте его в ответ, иначе между вам расширится пропасть.
3)                       Устанавливайте границы дозволенного. Если ребенок позволяет себе что-то, что непозволительно делать, произносить в присутствии взрослых, Вы можете обозначить ему, что он может «спустить пар», например в ванне, когда шумит вода и никто больше не слышит. У ребенка есть негативные эмоции, подскажите, в какое русло их можно направить, чтоб спустить.


2) Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

3) Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей. Они стремиться расширить свои права, делать так, как они сами хотят, знают, умеют. Такое поведение часто  провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении,  узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы.

Рекомендации:
1)                  Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позицийвзрослого и подростка.
2)                  Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
3)                  Помня о правах ребенка, не будем забывать и о его обязанностях. Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности.

4)                  Крайне важно наличие системы последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Совместно с ребенком разработайте такую систему требований. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, имел возможность вносить предложения, был в курсе этих правил и согласился с санкциями. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Санкции – то есть последствия за нарушения правил - не должны унижать честь и достоинства подростка, также недопустимо лишать ребенка жизненно важных сторон его жизни – общения со сверстниками и родителями.

Например: ребенок вместе с вами определяет время возвращения его домой – 8 часов вечера. И санкция за опоздания – день без компьютера. Когда и вам, и ребенку ясно границы правила,  становится и вам легче контролировать его соблюдение, и ему соблюдать принятое им же  самим принятое решение.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.
 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.


4) Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

5) Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. В подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Рекомендации:
1)      Постарайтесь выяснять, какие трудности в общении испытывает подросток и подсказать ему, как правильно обратиться, что сказать. Они только учатся общаться, им в этом нужно помощь и поддержка.
2)      Проявляйте свой интерес к общению  не навязчиво. Некоторые вещи подросток не сможет вам рассказать. У него есть на это право.  Не давите на него, а просто показывайте, что вам это интересно, что он может рассказывать то, что считает нужным. Вам можно доверять.


6) Открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.
В это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Рекомендации:
1)      Избегайте оценок личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению.
2)      Развивайте самосознание (спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях)


Формируем правильную самооценку у подростка

Терпение. Промахи и  оплошности воспринимайте как неизбежные, но временные трудности. Осознайте очевидный факт – Ваш ребенок обязательно вырастет, и научится всему, что необходимо -  заправлять постель,  правильно говорить, перестанет ковырять в носу и проживать свою собственную жизнь, и будет совсем как все остальные взрослые люди. Только благодаря Вашим стараниям – с высокой самооценкой.

Позвольте  ребенку ошибаться. Он имеет право ошибаться, потому что он растет  и только учится все делать правильно. Обращайте внимание на «хорошие» черты характера, и не замечайте «плохие».

Гордитесь своим ребенком и чаще говорите ему об этом. Восхищайтесь  им и чаще говорите, какой он умный, добрый, сообразительный, талантливый, послушный. Это  поможет сформировать и поддерживать  у подростка  позитивное отношение к себе.

Очень важно не только говорить так про ребенка, но и думать. Будьте искренне уверенны, что ребенок действительно умный, талантливый, добрый, послушный, и он станет таким – дети очень чутко реагируют на бессознательные импульсы. Поэтому измените свою внутреннюю установку –  изменится и ребенок.

Естественно, только говорить и думать так еще недостаточно. Нужно, чтобы ценность личности измерялась реальными успешными деламиПоэтому научите свое дитя делать что-то хорошо (то, к чему есть склонность), выгодно отличаться от других  сверстников. И тогда он получит признание не только от Вас, но и от других людей.

Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

Используйте в повседневном общении приветливые фразытакие, как: «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты улыбаешься», «Ты мой хороший», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Давай побудем вместе». Благодаря этим сообщениям, ребенок чувствует, что родители любят и  замечают его, ценят за то, что он просто есть.

Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз в день, лучше – чаще. Объятия и прикосновения для каждого человека – это лучшие «слова» о том, какой он хороший и любимый.

Разрешите и себе ошибаться, и исправлять свои ошибки.  Вы не обязаны быть идеальными родителями! В конце концов, все мы несовершенны. Все мы стараемся стать намного лучше, но стать идеальным не удается никому. Самое важное, что нужно помнить –  это то, что и вы, и ваш ребенок в любом случае достойны любви и радости в этой жизни.



13.09.2016. Уважаемые родители, срочно сдайте справки на льготное питание.

родительское собрание состоится 10 сентября в кабинете 27

Рекомендации родителям 5-класса

Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс
 Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:
· самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
· настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);
· инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);
· организованность;
· сформированность культурно-гигиенических навыков;
· волевая регуляция поведения ( «сила воли»);
· рефлексия.
Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:
Развитие мышления:
· умение выделять главное и обобщать;
· умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
· умение сравнивать;
· умение рассуждать;
· умение делать выводы;
· умение доказывать.
Развитие памяти:
· умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
· умение организовать процесс воспроизведения;
· умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.
Развитие внимания:
· произвольность внимания;
· устойчивость внимания в течение урока.
Развитие речи:
· понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;
· использование сложных речевых конструкций;
· связное изложение своих мыслей;
· умение доказать свою мысль;
· достаточный словарный запас;
грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).
Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс
Общие требования, касающиеся общения:
· умение сочувствовать и сопереживать;
· уважение ко всем людям;
· неагрессивность;
· открытость в общении;
· умение дать и принять обратную связь;
· способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
Общение со сверстниками:
· умение работать в группе, в паре;
· умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
— приветливость, доброжелательность,
— умение считаться с мнением сверстников,
— умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;
· умение разрешать конфликты мирным путем.
Общение с классным руководителем, учителями:
· умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
· отсутствие боязни учителя;
· уважение к учителю.
Соблюдение социальных и моральных норм:
· способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;
· понимания смысла норм и правил поведения;
· понимание необходимости принятия правил;
· соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
Отношение ученика к себе:
· положительное восприятие себя;
· отсутствие агрессивности ( «Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
· способность действовать независимо;
умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).
Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс
1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть:
 · ученику интересны изучаемые предметы;
 · ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;
 · ученику нравится процесс получения знаний.
2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).
Рекомендации психолога родителям будущих пятиклассников
* Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
* Научить ребенка организовывать свой труд самостоятельно (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
* Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
* Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня и собственной занятости.
* Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
* Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
* Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Рекомендации родителям детей с низким уровнем произвольного внимания:
1. Необходимо поощрять за целенаправленность, сосредоточенность. Хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести каждое начатое дело до конца.
2. Задания разбивать на более мелкие, не бросаться от одного к другому, учить ребенка доделывать.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, зрительной координации, развития тонкой моторики руки, контроля деятельности.
Всему этому способствует:
1.Распорядок дня.
2.Список необходимых дел.
3.Записки с напоминанием (прививать навыки планирования и организации деятельности).
4.Не скупиться на поощрение. Недолжно быть раздражающих предметов.
5.Интерьер должен быть спокойных тонов
Советы родителям для нормализации общения с ребенком.
Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.
Испытывать негативные эмоции — это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. («В этот раз ты не старался, я расстроена твой плохой оценкой» вместо «Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку!»).
Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько — просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!
Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают “ Ты меня любишь?», даже провоцируют«Я плохой, я дурак…» при этом надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажутчто-то наподобие «Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю».
Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно и лучше их понимать.
Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).
Часто семейные тайны оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное развитие ребенка — он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться прежде всего в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребенка.
Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий